Как научить бегло читать 3-хлетнего ребенка

Знаете ли Вы, что японцы читают, как минимум, в 2 раза быстрее европейцев? Почему?

Наши слова состоят из букв,  их  —  из слогов (иероглифов). Буквы, цифры, иероглифы – это картинки, которые мы когда-то просто запомнили.

Запоминание – это труд для взрослого, для младенца же – инстинктивная необходимость, поэтому он запоминает все подряд, легко и с удовольствием. Правда, так же легко забывает. Предлагаю воспользоваться его потребностью и желанием запоминать и начать учиться читать с 3-хмесячного возраста.

Итак, сначала запоминаем основные буквы алфавита, затем пару слогов с одной гласной и помогаем малышу понять, как гласная меняет звучание соседней с ней согласной. Аналогично учимся строить остальные слоги.

Нарисуйте на бумаге букву «А» ярко, размером 10-15 см и расположите вертикально на уровне глаз ребенка, которого Вы держите на руках. Прогуливаясь по комнате и показывая и называя различные предметы или игрушки, показывайте и эту букву, называя ее просто «А». За день обратите на нее внимание ребенка 2-3 раза. Через 3 дня замените эту букву на следующую. И так со всеми основными буквами алфавита.

По окончании повторите этот цикл еще 1-2 раза. Здесь уже можно не называть букву, а спрашивать, например «Где  А»? По взгляду ребенка станет понятно, усвоен ли урок.

ВАЖНО: перерывы не делать. У детей статическая память: легко запоминают – легко забывают, поэтому надо повторять пройденный материал вплоть до следующего уровня обучения.

После пары циклов можно провести первый экзамен. Выкладывайте по две буквы и спрашивайте: «Где А»? «А где О»?  Или сложнее: спросите какую-то другую букву. Растерянность во взгляде – правильный ответ.

По результатам экзамена Вы принимаете решение – идти дальше или повторить циклы.

Дальше выучим пару слогов. Пишем «МА». Так же на стену и те же 3 дня. Затем «БА».

К этому моменту ребенок уже может сидеть и играть деревянными или пластмассовыми буквами (напоминаю, буквы должны быть безопасными). Здесь уже понадобится умение лопотать (произносить слоги).

Принимаемся за логику, играем с «А»: кладем перед ребенком слог «МА», и спрашиваем, что это. Затем заменяем «МА» на «БА» и убеждаемся, что и этот слог ребенок знает. После чего заменяем его, например, на «ПА» и спрашиваем, что это. Ребенок, понятное дело, не ответит, и ВЫ ему подскажите. Пусть он повторит.

На следующем занятии покажите ему эти слоги в том же порядке. Если он узнает слог «ПА», предложите ему следующий, например «НА».

Может так случится, что ребенок просто запомнит все слоги, не заметив закономерности. Пусть Вас это не огорчает. Процесс тренировки логики все равно идет, и в какой-то момент она неожиданно проявит себя. Поверьте, ребенок испытает не меньшую радость, чем Вы.

ВАЖНО: не забывайте повторять другие выученные буквы.

Продолжаем играть с «А». Меняем «МА» на «АМ», «ХА» на «АХ».  Здесь тоже работа для логики, но помните, логическая задача должна быть одна. К следующей переходите, когда справились с предыдущей.

Аналогично играем с согласными, например, с «М», подставляя перед или после различные гласные, и так же обращая внимание на закономерность.

В итоге Вы должны перепробовать все возможные сочетания гласных с согласными, а заодно попробовать читать коротенькие слова «КОТ», «КИТ»… Малышу даже не обязательно уметь говорить. Он может просто сложить произнесенный Вами слог или слово.

Вообще старайтесь делать занятия не похожими друг на друга, один раз одни упражнения, в другой – другие. Один раз складывайте из кубиков, другой – пишите на бумаге или, читая ребенку книжку, предложите ему поискать в тексте выученные буквы, слоги, слова.

Постепенно увеличивайте список знакомых слов,  добавляйте понемногу недоученные (реже используемые) буквы и в какой-то момент Ваш малыш вдруг произнесет слово не из этого списка и покажет пальчиком, где он это увидел. Запомните этот день!

И самое удивительное, что он минует стадию чтения по слогам. Для него это произойдет так неожиданно и легко, что поначалу он будет читать все подряд, просто наслаждаясь процессом.

ВАЖНО: Занятия должны длиться поначалу 1-2 минуты, дальше Вы сами почувствуете. Прекращайте занятие, как только появятся признаки ослабления внимания. Лучше прекращать занятие, когда ребенок еще не «насытился» игрой, чтобы при следующем предложении поучиться он испытал радость.

Не требуйте усидчивости. Сидеть смирно для ребенка противоестественно. Во время занятия он должен чувствовать себя максимально комфортно.

В день желательно провести 2-3 занятия. Можно ведь и на улице, в песочнице, или на снегу веточкой, или мелом на асфальте… Обучение всегда должно быть в форме игры.

И пара общих умозаключений.

Малыши с самого рождения стремятся учиться. Это инстинкт самосохранения: для выживания нужно как можно скорее овладеть возможностями своего тела и разума. Поэтому, даже если мы не прилагаем никаких усилий, они все равно впитывают информацию, как губка. Мы радуемся, когда малыш начинает повторять телерекламу, как попугай, а ведь это мусор, которым заполняется его головка. Усилия, которые Вы затратите, принесут фантастические дивиденды в ближайшей, средней и дальней перспективах:

Во-первых, Ваш ребенок очень скоро станет самодостаточным, и в плане развлечения и в плане воспитания. Ему перестанет быть скучно без Вас. Ну, о воспитательной силе книг Вы сами знаете. К тому же, у читающего ребенка более насыщенная жизнь. Вам надо только подбирать ему стоящие.

Во-вторых, потрясающие результаты обучения в младших классах школы. Для поддержания интереса к обучению в старших классах потребуются стимулы.

И в третьих. Если человек с младенчества получал удовольствие от мыслительного процесса, он не разлюбит это никогда. У таких людей гораздо больше шансов преуспеть в жизни, так что расценивайте это  как стартовый капитал в приданое.

 

Удачи!


Понравился пост? Поддержи автора, поставь лайк:

10+

27.08.2017
Об авторе:

Комментариев: 0

Оставить сообщение

Войти с помощью: